ФЕДЕРАЦИЯ ШОТОКАН КАРАТЭ-ДО

Удмуртская Республика, г. Ижевск; тел. 8 (3412) 59-80-64

ИсторияМастераДмитриевИнструкторыУченикиФедерацияСобытия

Каратэ-До

Гичин Фунакоши
Гичин
Фунакоши

Хидетека Нишияма
Хидетака
Нишияма

А.С. Попэску
Адриан
Сачели
Попэску

Дмитриев О.Б.
Дмитриев
Олег
Борисович

shoto kanФЕДЕРАЦИЯ ШОТОКАН КАРАТЭ-ДО.

Г. ФунакошиХ. НишиямаИ. ЙоргаА. Попэску

Гичин Фунакоши

История каратэ

"Искусство пустой руки". Это современное значение слова каратэ. Раньше оно писалось как "кара (китайская) "тэ" рука", т. е. "искусство китайской руки". Замену иероглифа кара (китайская) на кара (пустая) произвел Фунакоси Гитин в 1936 г.. Каратэ (или, точнее, каратэдо) - это искусство рукопашного боя с использованием ног), развивавшееся в течение столетий. Оно зародилось в шестнадцатом веке, когда китайцы захватили острова Окинава, входящие в островную гряду Рюкю, и запретили местным жителям носить и держать у себя оружие; такое же самое запрещение было объявлено и позже, при японской оккупации. Окинавский стиль боя брал пример схожих китайских техник, которые происходят от стилей, практиковавшихся буддийскими монахами в храме Шаолинь. Предназначался он для самозащиты от разбойников и чужеземных солдат. В те времена крестьяне тренировались тайно и понемногу изобретали различные приемы, позволявшие им эффективно противостоять нападению. Многовековые контакты с китайцами позволили жителям Окинавы кое-что узнать о правилах и техниках китайского бокса (цюань-фа), известного в Японии как кэмпо, Это также была система боя с использованием ударов ногами и руками и практически без вхождения в тесный контакт с противником. Она была очень эффективной, когда требовалось быстро "отключить" противника, а именно это и требовалось в те времена от боевого искусства; эстетические и моральные соображения мало кого интересовали. Нынешние приверженцы рукопашного боя "в полный контакт " (фулл-контакт) ссылаются на жесткие и резкие методы раннего каратэ, чтобы оправдать свой собственный жесткий подход к поединку. Но не следует забывать, что в те давние годы боевые техники предназначались для реального боя; они едва ли подходят для мирного времени, Существовало несколько стилей раннего каратэ, получивших названия в честь мест, где они практиковались: сюри-тэ, наха-тэ, то-мари-тэ и др. Затем появился Фунакоси Гитин (1869 -1957), учитель каратэ, который взялся объединить различные окинава-тэ (так собирательно назывались окинавские стили) и распространить их по всей Японии как одну из форм будо. С этой целью он устраивал турне по главным городам Японии, в ходе которых демонстрировал технику каратэ (особенно знамениты турне 1917 и 1922 гг.), Японской молодежи это новое окинава-тэ пришлось по душе; в нем увидели метод достижения неуязвимости или, во всяком случае, некоего высшего психического состояния. Такие возможности представляли благодатную почву для роста ультранационалистических настроений, которые поощрялись теми, кто планировал будущее Японии. Тренировки и состязания, которые проводили в додзе, носили очень суровый характер. Удары действительно наносились, а не "обозначались". Участники поединков не надевали никаких средств защиты. Но затем сын Фунакоси Гитина, Фунакоси Йоситака, разработал на основе смертоносного кинава-тэ спортивный стиль, который он назвал каратэ-до и четко отделил от каратэ. Суффикс "-до" подчеркивал, что этот новый метод не предназначался для бойцов, но должен был служить физическому и духовному развитию человека. Йоситака придал техникам окинава-тэ, импортированным в Японию его отцом, больше мягкости; удары не наносились в полную силу. Он кодифицировал все приемы по той же схеме, которая раньше была применена в дзюдо, Таким образом каратэ стало дисциплиной, аналогичной дзю-до, но сохранило свои характерные черты - использование ног и рук для нанесения ударов (атэми) по уязвимым точкам (кюсе) противника и отказ от техник захвата и броска, типичных для дзю-до и дзю-дзюцу, Фунакоси Йоситака был подлинным "отцом" современного каратэ. После военного поражения Японии в 1945 г, американские оккупационные власти запретили все японские боевые виды спорта, за исключением каратэ, которое они считали всего лишь разновидностью китайской гимнастики. Но, по мнению ряда авторов, дело было в том, что американские солдаты очень хотели изучить кое-какие техники каратэ, чтобы улучшить свое мастерство рукопашного боя. Каратэ становилось все более популярным, постепенно завоевав США, Канаду, Австралию, Европу и многие другие страны. Сегодня во многих странах работают инструкторы не только из Японии, но и из местных жителей. В Европе следует отметить Анри Пле, имевшего годан (пятый ранг черного пояса). Он принес искусство каратэ во Францию. Ученики из Великобритании и других европейских стран приезжали, чтобы поучиться у него и у японских инструкторов, которых он время от времени привозил во Францию. Среди этих учеников был Том Моррис из Глазго, пропагандировавший стиль сюкокай. В конце 19бО-х и начале 1970-х различные стили каратэ расцвели и в Великобритании. Тацуо Судзуки руководил преподаванием вадо-рю, Хирокасу Канадзава - стиля сетокан, Стив Арнейл - стиля кекусинкай, а Стив Моррис - стиля годзюрю, Позже появились и другие стили, но эти так и остались "большой четверкой". С 1974 г. феномен Брюса Ли начал будоражить умы западных любителей кино. Ли демонстрировал в своих фильмах потрясающую технику ударов ногами и кулаками, Некоторые комментаторы боевых искусств считают, что именно он способствовал стремительному росту популярности фулл-контакта. Европейцы и американцы хотели видеть настоящий бой,и фулл-контакт давал им то, что им было нужно. Но каратэ-до остается искусством и спортом, девиз которого: "Не наноси удара первым!" Таким образом, это оборонительное, "миролюбивое" боевое искусство. Его главные принципы таковы: 1. Мощные удары, требующие хорошо развитой мускулатуры. 2. Концентрация силы, максимально увеличивающая эффективность удара. 3. Использование силы противодействия для повышения проникающей или пробивающей мощи удара, 4. Управление дыханием (кокю) и развитие низко расположенного, устойчивого центра тяжести (Хара). 5. Быстрота движений и точный расчет времени для атаки. Мастера каратэ, не желая отставать от других школ будо, добавили к своим тренировкам методы духовного совершенствования и управления умом (мидзу-но кокоро), а также развития панорамного, глобального видения окружающей ситуации цуки-но кокоро. Таким образом, практическое физическое развитие происходит параллельно развитию психики, что приводит к более широкому восприятию, как самого себя, так и мира в целом. Для хорошего овладения техникой требуется длительная и подчас суровая тренировка. Вскоре после появления стиля Фунакоси сетокан родились и другие школы каратэ, которые делали упор на различные аспекты техники и модифицировали ее по-своему. Кроме уже упомянутых, можно назвать такие стили, как ситорю и санкукай. Первый Чемпионат Мира по каратэ-до состоялся в Токио в октябре 1970 г.; на нем делегаты тридцати трех стран создали международную федерацию каратэ (WUKO - Всемирный Союз Организаций Каратэ). Второй чемпионат мира состоялся в Париже в 1972 г. Японцы заняли все призовые места, а один из лучших европейских каратэистов Доминик Валера (Франция) стал третьим в индивидуальном зачете, вместе со своим соотечественником Совеном. Последующие чемпионаты мира проводились под эгидой WUKO и принесли ему полное признание: в США (1975), Токио (1977), Мадриде (1980), Тайбэе (1982), Маастрихте (1984), Сиднее (1986). На чемпионатах действуют весовые категории, как и в дзю-до. С 1981 г. проводятся женские чемпионаты. С 1980 г. проводятся чемпионаты по фулл-контакту, в которых существует дополнительная весовая категория - супертяжеловесы. У каратэистов (каратэ-ка) существуют такие же ранги (кю и даны), как и у дзюдоистов (дзюдо-ка). Их тренировочная униформа называется каратэ-ги, По некоторым оценкам, в мире насчитывается около 15 миллионов каратэ-ка.

эмблема шотокана



Hosted by uCoz